Профилактическая работа

Профилактика ДТП 

Проезжая часть – это место, где очень часто возникают экстремальные ситуации. Большое количество различных видов транспортных средств, представляет собой серьезную опасность для маленьких участников дорожного движения, которым на пути из дома в школу и обратно, приходится преодолевать большое количество препятствий в виде проезжих дорог, пешеходных переходов, как оснащенных светофорами, так и с отсутствием таковых. Поэтому очень важно проводить с детьми профилактические беседы о правилах поведения на дороге с целью предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения. Для достижения этой цели необходимо рассказать и разъяснить ребенку основные правила поведения на дороге. Улица полна неожиданностей и соблюдение этих правил поможет снизить риск возникновения опасных ситуаций на дорогах.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер "национальной катастрофы". Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Обучающие, развивающие и воспитательные задачи для решения проблем воспитания законопослушных участников дорожного движения:

  • способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира, знакомству с ПДД, касающихся движения механических (электрических) транспортных средств;
  • способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные "ловушки" – ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;
  • формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
  • воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
  • способствовать формированию общего уровня культуры у участников дорожного движения;
  • воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

Рекомендуем к просмотру видеоролик, подготовленный Администрацией города Ростова-на-Дону совместно с прокуратурой города Ростова-на-Дону.

 

Фотогалерея
Безопасный переход на зеленый свет.
Изучаем правила, играя.
Изучаем правила дорожного движения с инспектором.
Изучаем правила дорожного движения.
От старшего младшему.
 
Профилактика несчастных случаев среди обучающихся 

Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т.д.
На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т.е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т.д. Это – падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами. Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т.д.

Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.

Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.

Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.

Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.

Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т.д.) Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений. Наблюдаются травмы и во время учебно-производственных занятий школьников. Их причины – свойственная детям любознательность, шалости, отсутствие практического опыта, незнание правил техники безопасности при работе в мастерских, химических лабораториях и др.

Работа по профилактике травматизма с учащимися МБОУ "Школа № 1"

Работа по профилактике детского травматизма ведется в трех основных направлениях:

  1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети.
  2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

Основная работа, направленная на профилактику травматизма, проводится во внеурочное время. Со школьниками младшего возраста проводятся беседы, в которых может принять участие врач, медицинская сестра, учитель, представитель ГИБДД и др. Язык и содержание беседы доступны для понимания ребенка, длятся не более 30-35 минут. Материал излагается в форме, предусматривающей возможность задать детям вопросы, выслушать их ответы. Максимально используются различные наглядные пособия: картинки, иллюстрации в книгах, плакаты, листовки. Для учащихся младших классов эти материалы доходчивы и убедительны.

Дети среднего школьного возраста располагают полными знаниями о мерах профилактики травматизма. Однако эти знания зачастую носят формальный характер, у детей нет твердого убеждения в истинности полученных сведений. В работе с этой возрастной группой главное – формирование у детей правильного отношения к возможным опасностям, к правилам поведения, препятствующим получению травм. Это положение определяет и формы работы. До сведения школьников доводятся все случаи получения травм не только на территории школы, но и вне ее стен. На классном часе разбираются причины травмы, определяется вина пострадавшего, присутствующих, возможные варианты поведения, помогающие избежать травму.

Содержание работы по профилактике травматизма с учащимися старших классов мало чем отличается от работы со взрослым населением. При этом особое внимание уделяется предупреждению травм при занятиях спортом. В работе со старшими школьниками используются лекции, беседы, сообщая в них данные о реальных случаях травматизма, о последствиях травм. Важность профилактической работы со старшими школьниками определяется тем, что они имеют большое влияние на детей более младшего возраста и могут стать пропагандистами мер профилактики травматизма среди учащихся младших и средних классов.

Знания и навыки, полученные в школе, закрепляются в повседневной жизни. Основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Необходимость работы, направленной на профилактику детского травматизма, признается всеми родителями, причем большинство из них считает одним из главных профилактических мероприятий систематическое обучение детей.

 
Профилактика правонарушений 

  1. Основные задачи деятельности
  2. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  3. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  4. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  5. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах системы профилактики...", деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах, каждый из которых является обособленным и самостоятельным, находясь при этом в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности с другими принципами. В своей совокупности принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют определенную систему и призваны определять и направлять деятельность субъектов профилактической деятельности.
Принципы деятельности

  • Принцип законности означает, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы РФ.
  • Принцип демократизма подразумевает участие в профилактической деятельности широкого круга граждан, обеспечение их прав и свобод, а также гласности и подконтрольности обществу данной деятельности.
  • Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними исключает любые формы физического, психического и иных видов насилия над несовершеннолетними при решении задач профилактики их безнадзорности и правонарушений. Профилактическая деятельность должна организовываться на основе уважительного отношения к детям, с учетом их прав и законных интересов.
  • Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней основан на требованиях Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Основы воспитания ребенка закладываются в семье, поэтому надлежащее семейное воспитание является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а взаимодействие с семьей при решении указанной проблемы обусловлено общими задачами семьи и государства.
  • Принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации предусматривает учет личностных особенностей ребенка и применение в соответствии с этим социальных, педагогических, психологических, правовых и иных мер воздействия. Соблюдение конфиденциальности полученной информации согласуется с содержанием ст. 16 Конвенции ООН о правах ребенка. В данной статье сказано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
  • Принцип государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепляет основополагающую роль государства по организации профилактической деятельности не только силами органов государственной власти, но и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями. Этот принцип призван обеспечивать и координировать усилия всего общества при осуществлении предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Принцип обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних подчеркивает приоритет правовой защиты детства как в правоохранительной деятельности, так и в государственной социальной политике.

 

Фотогалерея
Изучаем права и обязанности несовершеннолетних.
Олимпиады по праву.
Победа в конкурсе «Полицейский глазами детей».
Вопрос инспектору ПДН.
Встреча с представителями юридического факультета  ЮФУ.
Взаимодействие с представителями правоохранительных органов.
 
Формирование ЗОЖ

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Фотогалерея
Беседы со старшеклассниками.
Спортивный флешмоб.
Участие в конкурсе плакатов «Мир без наркотиков».
Утренняя пробежка.
 
Работа с родителями