Профилактическая работа
Профилактика ДТП
Проезжая часть – это место, где очень часто возникают экстремальные ситуации. Большое количество различных видов транспортных средств, представляет собой серьезную опасность для маленьких участников дорожного движения, которым на пути из дома в школу и обратно, приходится преодолевать большое количество препятствий в виде проезжих дорог, пешеходных переходов, как оснащенных светофорами, так и с отсутствием таковых. Поэтому очень важно проводить с детьми профилактические беседы о правилах поведения на дороге с целью предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения. Для достижения этой цели необходимо рассказать и разъяснить ребенку основные правила поведения на дороге. Улица полна неожиданностей и соблюдение этих правил поможет снизить риск возникновения опасных ситуаций на дорогах.
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер "национальной катастрофы". Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Обучающие, развивающие и воспитательные задачи для решения проблем воспитания законопослушных участников дорожного движения:
- способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира, знакомству с ПДД, касающихся движения механических (электрических) транспортных средств;
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные "ловушки" – ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
- воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня культуры у участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Рекомендуем к просмотру видеоролик, подготовленный Администрацией города Ростова-на-Дону совместно с прокуратурой города Ростова-на-Дону.
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 01.09.2023г. №250 «О создании комиссии «За безопасность дорожного движения»
- Положение о комиссии «За безопасность дорожного движения» в МБОУ «Школа № 1»
- План профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2023-2024 учебный год
Фотогалерея
Профилактика несчастных случаев среди обучающихся
Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т.д.
На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т.е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т.д. Это – падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами. Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т.д.
Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.
Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.
Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.
Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.
Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т.д.) Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений. Наблюдаются травмы и во время учебно-производственных занятий школьников. Их причины – свойственная детям любознательность, шалости, отсутствие практического опыта, незнание правил техники безопасности при работе в мастерских, химических лабораториях и др.
Работа по профилактике травматизма с учащимися МБОУ "Школа № 1"
Работа по профилактике детского травматизма ведется в трех основных направлениях:
- Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети.
- Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
- Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
Основная работа, направленная на профилактику травматизма, проводится во внеурочное время. Со школьниками младшего возраста проводятся беседы, в которых может принять участие врач, медицинская сестра, учитель, представитель ГИБДД и др. Язык и содержание беседы доступны для понимания ребенка, длятся не более 30-35 минут. Материал излагается в форме, предусматривающей возможность задать детям вопросы, выслушать их ответы. Максимально используются различные наглядные пособия: картинки, иллюстрации в книгах, плакаты, листовки. Для учащихся младших классов эти материалы доходчивы и убедительны.
Дети среднего школьного возраста располагают полными знаниями о мерах профилактики травматизма. Однако эти знания зачастую носят формальный характер, у детей нет твердого убеждения в истинности полученных сведений. В работе с этой возрастной группой главное – формирование у детей правильного отношения к возможным опасностям, к правилам поведения, препятствующим получению травм. Это положение определяет и формы работы. До сведения школьников доводятся все случаи получения травм не только на территории школы, но и вне ее стен. На классном часе разбираются причины травмы, определяется вина пострадавшего, присутствующих, возможные варианты поведения, помогающие избежать травму.
Содержание работы по профилактике травматизма с учащимися старших классов мало чем отличается от работы со взрослым населением. При этом особое внимание уделяется предупреждению травм при занятиях спортом. В работе со старшими школьниками используются лекции, беседы, сообщая в них данные о реальных случаях травматизма, о последствиях травм. Важность профилактической работы со старшими школьниками определяется тем, что они имеют большое влияние на детей более младшего возраста и могут стать пропагандистами мер профилактики травматизма среди учащихся младших и средних классов.
Знания и навыки, полученные в школе, закрепляются в повседневной жизни. Основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Необходимость работы, направленной на профилактику детского травматизма, признается всеми родителями, причем большинство из них считает одним из главных профилактических мероприятий систематическое обучение детей.
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 25.08.2023г. №198 «Об организации работы, направленной на профилактику травматизма и несчастных случаев с учащимися в 2023-2024 учебном году»
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 25.08.2023г. №199 «О создании комиссии по расследованию несчастных случаев в 2023-2024 учебном году»
- График дежурства учителей на переменах в 2023-2024 учебном году
Профилактика правонарушений
- Основные задачи деятельности
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
- Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах системы профилактики...", деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах, каждый из которых является обособленным и самостоятельным, находясь при этом в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности с другими принципами. В своей совокупности принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют определенную систему и призваны определять и направлять деятельность субъектов профилактической деятельности.
Принципы деятельности
- Принцип законности означает, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы РФ.
- Принцип демократизма подразумевает участие в профилактической деятельности широкого круга граждан, обеспечение их прав и свобод, а также гласности и подконтрольности обществу данной деятельности.
- Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними исключает любые формы физического, психического и иных видов насилия над несовершеннолетними при решении задач профилактики их безнадзорности и правонарушений. Профилактическая деятельность должна организовываться на основе уважительного отношения к детям, с учетом их прав и законных интересов.
- Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней основан на требованиях Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Основы воспитания ребенка закладываются в семье, поэтому надлежащее семейное воспитание является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а взаимодействие с семьей при решении указанной проблемы обусловлено общими задачами семьи и государства.
- Принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации предусматривает учет личностных особенностей ребенка и применение в соответствии с этим социальных, педагогических, психологических, правовых и иных мер воздействия. Соблюдение конфиденциальности полученной информации согласуется с содержанием ст. 16 Конвенции ООН о правах ребенка. В данной статье сказано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
- Принцип государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепляет основополагающую роль государства по организации профилактической деятельности не только силами органов государственной власти, но и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями. Этот принцип призван обеспечивать и координировать усилия всего общества при осуществлении предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Принцип обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних подчеркивает приоритет правовой защиты детства как в правоохранительной деятельности, так и в государственной социальной политике.
- Методические рекомендации по организации профилактической работы в образовательных учреждениях в рамках исполнения Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Программа правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся МБОУ «Школа № 1»
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 01.09.2023г. №245 «Об организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности»
- План совместных мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних МБОУ «Школа № 1» и КДН и ЗП при администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 учебный год.
- План совместных мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних МБОУ «Школа № 1» и Отделением по делам несовершеннолетних отдела полиции № 7 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 учебный год.
Фотогалерея
Формирование ЗОЖ
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
- глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
- дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Фотогалерея
Работа с родителями
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 31.08.2023г. №224 «О профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье»
- План работы МБОУ «Школа № 1» по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье на 2023-2024 учебный год
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 31.08.2023г. №225 «Об утверждении графика проведения родительских собраний на 2023-2024 учебный год»
- Положение о Совете отцов МБОУ «Школа № 1»
- Приказ по МБОУ «Школа № 1» от 21.09.2023г. № 272 «Об организации работы Совета отцов МБОУ «Школа № 1»
- План работы Совета отцов МБОУ «Школа № 1» на 2023-2024 учебный год